Техника «Партнерские взаимоотношения» с помощью колоды МАК «Сказочные сюжеты»

Этот расклад был сделан по просьбе моей знакомой, у которой возникло некоторое напряжение в отношениях с ее женихом. Суть проблемы – несходство характеров, трудности в общении, прозвучал даже вопрос, а стоит ли им жениться вообще. Для работы использовалась колода МАК «Сказочные сюжеты», тк она идеально работает с различными паттернами и даже через один символ из сказки можно буквально «вытащить» всю проблему целиком.

Я взяла один из самых простых раскладов об отношениях, чтобы понять, что же конкретно происходит. Карты вытаскивались в закрытую, и открывались все вместе – для более наглядной картины.

Итак.

1) К вопросу «Какая она в отношениях» моя знакомая дала следующую характеристику: как и героиня карты «Цветик-семицветик», она немного легкомысленная и очень чувствительная девушка, склонная жалеть всех подряд, и сильно огорчаться из-за собственных ошибок, и более того, зачастую тонет с головой в потоке эмоций, с которыми не может справиться.

2) А вот так объяснила клиентка следующую карту «Сказка о глупом мышонке»: характер мужчины, в отличие от характера нашей героини, жесткий и несентиментальный (он в данном случае – кошка, которая безжалостно и нисколько не страдая от угрызений совести в конце сказки запросто съела деточку-мышонка), он и слушать не будет, если от него потребуется пожалеть и проявить внимание и поддержку в сложные моменты жизни. Он негибкий, нелегко подстраивается под обстоятельства, имеет некоторые трудности с креативностью и нестандартным мышлением.

3) На вопрос о задаче этих взаимоотношений, клиентка впервые за всю сессию улыбнулась: «Красавица и Чудовище» – это точно наш случай, несмотря на кардинальные различия, без любви ничего бы не вышло, на этом и держится союз. Значит есть шанс наладить взаимоотношения, ведь у героев сказки всё получилось, хоть и не сразу.

4) Совет клиентка увидела в карте «Сказка о попе и работнике его Балде» в том, чтобы терпеливо учиться на своих ошибках, извлечь уроки из предыдущего негативного опыта, «сама наделала ошибок – сама и исправляй».

5) Совет для него – «Рики-тики-тави» – наш герой в данном случае не кобра, как на рисунке, а отважный мангуст, который с нею успешно борется. Змея здесь олицетворение всяческого стороннего негатива, который рвется разрушить семейное счастье, вот этот негатив ему и надо победить, тем более он будущий глава семьи – это основная его задача.

В соответствии с терапевтической этикой, реальные случаи публикуются с согласия клиента, все диалоги и монологи сокращаются до минимума, некоторые обстоятельства реальной ситуации изменяются.

© Наталья Извекова

 

Пример работы – расклад «Линия времени»

Расклад «Линия времени» хорошо подходит для просмотра основных событий и помогает определиться, куда двигаться дальше.

Ко мне за консультацией обратился клиент по имени Андрей К. (имя изменено), который в числе прочих озвучил запрос о том, что неплохо было бы просмотреть судьбоносные события его жизни и получить совет. Для работы была взята колода «Сказочные сюжеты», она очень четко отвечает на такого рода запросы и дает огромный простор для самовыражения.

Вначале Андрей самостоятельно определил интересующий его временной диапазон, затем выделил особенно запомнившиеся ему годы, в которые произошли важные для него события. После этого в закрытую вытянул карты и положил по карте напротив каждого события. Далее по очереди карты были открыты Андреем. Важно подчеркнуть, что не нужно вскрывать все карты одновременно, это отвлекает от того события, о котором говорится в текущий момент.

Андрей: На этой карте я вижу трех сестер, из которых царь Салтан выбрал только одну, а остальные обиделись и потом отомстили. Как раз в 15 лет передо мной остро встал вопрос выбора профессии, я как тот царь долго и мучительно выбирал, поступил в колледж, но в итоге эта история закончилась неприятно: мне пришлось покинуть колледж прямо посреди учебного года.

Наталья: Выбор царя Салтана тоже принес ему немало проблем в дальнейшем, но все закончилось хорошо. Идем дальше?

Андрей: Да. Ого! Вот так точность попадания! Вторая карта «Принцесса на горошине» мне о многом говорит, так как в 18 лет я получил серьезную травму обеих ног и целый год лежал, прикованный к постели. За мной ухаживала вся семья, как за принцессой. Не хочу это вспоминать, приступим к следующей карте.

Наталья: Ваше право. Что вы видите на следующей картинке?

Андрей: «Братец Кролик и Братец Лис», вечные их уловки и вечная борьба за первенство между ними, кто кого перехитрит, а кто останется «с носом». В этом возрасте я снова решил вернуться к учебе и снова потерпел фиаско, потому что шел туда не «по любви», а потому что «так надо». По сути боролся сам с собой, выходит, что я сам себе был и Лисом, и Кроликом. Так и не закончил, потому что эти хитрости были шиты белыми нитками (я хотел непременно получить бесплатное образование, и мне было все равно какого оно качества), и ни к чему хорошему не привели. Я понял, давайте дальше.

Наталья: Конечно. О чем вам «говорит» карта, которая лежит напротив возраста 27 лет?

Андрей: О, это был замечательный период, я решил взяться за ум! Как и этот чертик из сказки про Балду, извлек в итоге выводы из той череды промахов, в которых по сути сам был виноват, и всё по наивности и незнанию. Я в итоге все-таки закончил институт, факультет на сей раз выбирал по интересам (учитывая прошлый опыт), да и денег не пожалел. Судьбоносный был год, я и жену встретил тогда, после различного рода проб и ошибок и прочих притирок, мы вместе до сих пор.

Наталья: Рада за вас! Продолжаем?

Андрей: Да, вот мы дошли и до настоящего момента. Мне 37 лет, на картинке изображен Маленький принц, который взирает на далекие планеты с текущей точки во времени и пространстве. Мне даже кажется, что этот принц не я, а мой маленький сын. Вот и настало то время, когда есть на что оглянуться, да и увидеть далекие перспективы. А кстати, можно вообще посмотреть, какие они? На что мне стоит ориентироваться?

Наталья: Можно, вытаскивайте карту.

Андрей: «Синяя Борода» для меня – символ очень состоятельного владельца собственного дома (причем многокомнатного, чтобы для всех членов семьи и для моих личных нужд было много места – это я его подвальчик вспомнил), этот мужчина состоятелен и к нему тянутся, эта цель вполне годится и для меня. Я всё понял, спасибо.

Наталья: Пожалуйста, рада помочь.

Таким образом, через один символ сказки (не обязательно изображенный на карте), мы можем выйти буквально на целый комплекс глубинных переживаний клиента, изучить некоторые паттерны поведения, помочь увидеть ситуацию целиком и задать вектор направления в будущее.

Опубликована только часть консультации, дальше мы работали с другими колодами. Клиент остался доволен этим раскладом и попросил разрешения через несколько лет сделать подобный расклад еще раз, возможно даже взяв диапазон событий еще шире и подробнее.

В соответствии с терапевтической этикой, реальные случаи публикуются с согласия клиента, все диалоги и монологи сокращаются до минимума, некоторые обстоятельства реальной ситуации изменяются.

© Наталья Извекова

Пример работы – выбор Елены

За консультацией обратилась клиентка по имени Елена (имя изменено), которой в числе других запросов необходимо было осуществить внутренний выбор между двумя ухаживающими за ней мужчинами, причем они оба, по её словам, настроены весьма серьезно. Мы решили посмотреть ситуацию с помощью колоды «Сказочные сюжеты».

Расклад был взят самый простой, одна позиция – одна карта. Нас интересовал вопрос, на какую сказку будет похожа совместная жизнь с каждым из кандидатов.

Итак, первый мужчина.

Елена была удивлена, что ей выпала именно эта карта («Золушка»). Она попросила сразу же вытащить и вторую карту тоже, чтобы взглянуть синхронно на обе сказки и иметь возможность сравнить.

Вторая сказка вышла вот такой («Аладдин»):

– Ну теперь мне все понятно, – сказала Елена, спустя некоторое время после обдумывания обеих карт. С первым мужчиной жизнь меня ждет непростая, много труда и мало за него благодарности, придется пахать как Золушка изо дня в день: парень он, конечно, чудесный, но с работой у него постоянно какие-то проблемы, предчувствую, что и с деньгами в нашей семье будет тяжеловато. Придется разделить с ним это бремя напополам, а то и тащить на себе всю материальную часть целиком. А вот со вторым ситуация обратная – я вижу себя этаким Аладдином, который только пальчиком указывает Джинну на свои желания, и тот уже радостно бежит их исполнять. Какой контраст! Удивительно. Второй мужчина старше меня, он склонен занимать отцовскую позицию в отношениях.

Далее в качестве совета мной было предложено клиентке посмотреть ту её черту характера, о которой Елена в данной ситуации не знает и которая теоретически способна ей помочь принять решение. Для этой цели идеально подходит колода «OkNo».

Карта вызвала у клиентки смех: – Да, это точно про меня, взвалить и понести всё на себе, бросаться спасать очередного «бедняжку». Молча тянуть воз проблем и не оглядываться. Наши российские женщины зачастую поступают именно так, это уже заложено с незапамятных времен, революции, войны, тяжелый быт и непростая жизнь без мужчин-помощников, привыкли всегда рассчитывать только на себя. Что ж, буду думать, какой вариант все же предпочесть, привычную роль тягловой лошади или наконец пришла и мне пора задуматься о себе. Спасибо вам за эту возможность!

В соответствии с терапевтической этикой, реальные случаи публикуются с согласия клиента, все диалоги и монологи сокращаются до минимума, некоторые обстоятельства реальной ситуации изменяются.

© Наталья Извекова

Как создаются метафорические карты (часть 2)

3) Обработка изображений

Далее происходит обработка изображений в графическом редакторе. Это важный процесс. Картинка должна хорошо считываться с карты, вызывать определенные эмоции. Производится цветокоррекция, повышение резкости, выравнивание тона, иногда нужна ретушь или создание коллажей. Фотографии обрабатываются всевозможными фильтрами, чтобы они не выглядели слишком буднично. Было замечено, что с фотографиями сложнее работать, чем с рисованными изображениями.

Результат обработки вы можете увидеть на приведенных примерах.

 

4) Дизайн и верстка

Далее – дизайн рубашки, упаковки и рекламного изображения. Создание видеообзора.

Следующий этап – подготовка верстки для типографии. И файлы уходят уже к стороннему исполнителю.

метафорические ассоциативные карты

 

5) Печать и укомплектование

У нас договор с надежной московской типографией, к нам там очень тепло относятся. Вообще, на всех этапах мы сталкиваемся с массой хороших людей! Но всякое бывает, конечно же. Технологический процесс у нас довольно сложный и многоступенчатый. Иногда приходится перепечатывать целые тиражи из-за брака. Наши первые тиражи выдавали подчас неожиданные неприятные сюрпризы. И теперь каждый тираж проверять и разбирать по комплектам приходится лично.

 

6) Технические характеристики

Наши карты имеют среднюю толщину бумаги (300 г/м2), чтобы не были слишком тонкими, ни слишком тяжелыми. Вес колод в пределах 200-300 г. Чтобы краска быстро не осыпалась, и карты были прочными и долговечными, все карты ламинируются. Углы круглятся. Ламинируются также коробочки для хранения карт.

Ламинированная поверхность позволяет легко удалять с карт любые помарки, сделанные шариковыми ручками, фломастерами или даже маркерами. Достаточно протереть поверхность ватным диском, смоченным в жидкости для снятия лака – и карточка как новенькая!

Карты очень приятные на ощупь из-за гладкой шелковистой поверхности, прочные, красочные.

 

7) Размеры

Размер карт самый оптимальный – 70 х 100 мм, как стандартный карманный календарик. Портретные колоды имеют меньший размер (60 х 78 мм), чтобы лица не казались слишком большими, и при работе с вопросами рода, например, на столе можно было разместить сразу много персонажей.

 

8) Упаковка

Готовые комплекты упаковываются в коробочки или мешочки. На крышечку коробки мы наклеиваем кусочек канцелярского скотча, чтобы при транспортировке карты не выскальзывали из упаковки. Скотч потом легко снимается, не оставляя следов, если аккуратно потянуть за оставленный язычок.

9) Любовь и забота

На каждом этапе мы вкладываем свою любовь, заботу и надежду, что все это обязательно вам пригодится для работы с людьми, нуждающимися в помощи, или для самостоятельных психологических раскопок.

Мы со своей стороны всегда готовы выслушать ваши пожелания и предложения!
По всем вопросам пишите нам:
artmetafora@gmail.com,
mak-arcanes@mail.ru

© Наталья Извекова, Ирина Федорова

Как создаются метафорические карты (часть 1)

Вот она, магия творческого и технологического процесса создания и производства новых колод Метафорических карт. Мы расскажем вам, как это происходит у нас (этот материал создан совместно с arcanes.ru).

В нашей коллекции метафорических ассоциативных карт (МАК) вот уже более 15 колод (авторства Ирины Федоровой и Натальи Извековой).


 Ирина Федорова

Некоторых удивляет количество созданных колод. Дело в том, что у нас есть свой принцип: мы работаем по большей части только со своими собственными колодами. В моей рабочей коллекции МАК, например, есть только три колоды других авторов. Поэтому создавались все новые и новые колоды: я хотела охватить как можно большее количество тем и направлений, чтобы можно было работать с любыми запросами.
Все свои МАК я создавала прежде всего для себя. И только после того как у меня в коллекции было уже несколько колод, пришла в голову мысль, что, возможно, продукт моего творчества покажется интересным кому-то еще.
Создавать нечто подобное мне было не в новинку. По своему первому образованию я художник-стилист, долгое время проработала в полиграфическом дизайне. Свою первую колоду Таро я нарисовала в 1990 году, срисовав ее из брошюрки Папюса. В то время в продаже еще не было ничего подобного.
Эзотерикой и психологией я стала интересоваться еще в ранней юности. Поначалу я пошла по пути парапсихологии и эзотерики, попутно изучив все, до чего могла дотянуться. К психологии как науке я пришла гораздо позже, уже сформировавшейся личностью. Свой диплом я писала на тему «Работа с образами и символами в психологическом консультировании», описывала в том числе методы использования карт Таро. За долгое время работы с Таро я наработала большой опыт работы с символами и образами. Я нисколько не стесняюсь своего опыта как таролога. Наоборот, считаю этой своей сильной стороной.

 

 Наталья Извекова

Метафорические ассоциативные карты привлекли мое внимание довольно давно, однако готовые колоды упорно не ложились в руку, и по этой причине данный инструмент был мной отложен до лучших времен. Прошли годы, я научилась многим техникам, увлеклась арт-терапией, и на этой волне решила еще раз вернуться к ассоциативным картам, и на этот раз всё сложилось: не только освоила, но еще и создала собственные колоды карт.
Итак, почему же они черно-белые? Довольно сложно ответить на этот вопрос однозначно, но в целом мне близок этот лаконичный стиль, он словно некий концентрат, чистое изображение, близко расположенное по смыслу к символьному ряду. Наиболее четко работает этот принцип в моей колоде МАК «Сказочные сюжеты» (и не только в ней, но тут особенно), которая буквально по одному символу «ведет» нас своими, порой причудливыми и непрямыми, но всегда чудесными путями прямиком к результату, который каким-то единственно верным способом бьет, что называется, прямо в яблочко. Потяни за одну ниточку – и выйдешь в новое пространство – всё как в сказках. Здесь же можно упомянуть и колоду «Игры разума», это и вовсе чистое волшебство: ведь даже не ознакомившись толком с колодой и вытащив любую карту на свой запрос, клиент за долю секунды «увидит» именно то, что ему необходимо в данный момент. Удивительный мир метафорических карт не оставляет равнодушным никого, кто с ним соприкасается.
Дизайном и версткой разного рода полиграфической продукции я занималась много лет, собственно, с Ириной мы и познакомились в этой сфере, поэтому задача по разработке колод собственного авторства не представлялась чем-то сверхъестественным. Чужое категорически не нравилось, идеи были (и еще есть!), грех было не попробовать. Первую колоду «Причины и следствия» я сочиняла долго, почти полгода, процесс был крайне захватывающим, периодически бросала, потом возобновляла работу, всю колоду целиком переделывала раз восемь, пока опытным путем не «нащупала» именно то, что хотела сказать. Очень важно прочувствовать каждую карту, если не весь (это, пожалуй, невозможно), то максимальный спектр её значений. Остальные колоды тоже многократно переделывались по такому же принципу, пока не были найдены именно те самые, смыслообразующие метафоры, которые задают характер и «сферу работы» каждой из колод.
Стоит, наверное, также добавить, что саморазвитие всегда живейшим образом интересовало меня, а со временем это стремление отшлифовалось и совершенно естественным образом «вылилось» в увлечение психологией, а потом и переросло в профессию.

Как создаются колоды метафорических карт

1)  Идея

Начинается все с обозначения темы запросов и основного назначения колоды. На какие вопросы она призвана отвечать, какие задачи должна будет решать.

Затем прописываются примерные послания карт. Чтобы колода не была однобокой, по возможности, учитываются различные нюансы.

2) Подбор картинок

Далее происходит довольно долговременный и трудоемкий процесс: набор массы изображений и картинок, подходящих под заданную тему. Следующий немаловажный этап – окончательный набор отбор картинок из набранной массы. Учитывается как художественная ценность, так и возможные явные и скрытые смыслы.

После того как колода укомплектована, она должна «вылежаться» некоторое время. Спустя несколько недель все карты еще раз сортируются, какие-то картинки убираются, какие-то – добавляются. Изменения и дополнения могут идти в несколько этапов. И вот, когда уже ничего не хочется менять, отпечатывается пилотный экземпляр и проверяется в работе. После этого также могут произойти кое-какие изменения.

Изображения берутся из фотостоков или из открытых источников в Интернете. Если используются художественные произведения, производится поиск имен и контактов художников. По возможности, мы с ними связываемся. Некоторые отказывают, но большинство соглашаются на использование их работ в благих целях. За что мы каждому безмерно благодарны! Чтобы никого не обидеть невниманием к таланту, имена творцов пишутся на каждой карте в правом нижнем углу.

(продолжение следует)

© Наталья Извекова, Ирина Федорова

«OkNo»

А вот и четвертая колода, созданная по странному стечению обстоятельств (а может так и должно было быть) во время лунного затмения. Она показывает разного рода черноту и «изнанку» человеческих отношений и всяческие их изъяны. Карт в колоде 100 штук, и каждая может ткнуть «не в бровь, а в глаз», так что пристегните ремни, белые и пушистые. Колода очень полезна в случаях, когда клиент пытается выглядеть лучше, чем есть на самом деле, или упорно не видит свою роль в ситуации. Следует помнить о технике безопасности, к этой колоде в дополнение необходима также и ресурсная, которая даст некий спасательный круг, помогающий выбраться из негатива.
Купить можно тут: http://mak.arcanes.ru/shop/47/desc/okno

«Облики-образы»

Третья колода карт, которая родилась этим летом – образная портретная, потому что к готовым (даже очень красивым и распиаренным) совершенно не тянулась рука с целью работы, – только посмотреть и убрать обратно – оказывается, меня сильно сбивают с толку фотографии живых людей, они отвлекают от запроса своими лицами и судьбами.

Но метод работы с образами уж очень заманчив своей простотой и эффективностью (некоторые техники описаны в инструкции к колоде), и отказаться от него по вышеуказанной причине было бы несерьезно. В итоге, вспомнив старую мудрость «хочешь хорошо – сделай сам», я открыла Adobe Illustrator и принялась за работу. Результат вы можете оценить сами)

Именно рисунки, а не фотографии оказались для меня тем самым недостающим звеном, напрочь убирающим посторонние шумы и в разы ускоряющим процесс. Для новичков (и не только для них) к колоде прилагаются 12 раскладных карт, они здорово помогают понять основные запросы, да и вообще объясняют, как именно работать с этим методом – их также можно использовать при желании и с другими колодами.

В общем, я рада, что теперь такая рисованная портретная колода МАК (метафорических ассоциативных карт) с моей помощью существует, и что с ней настолько легко и просто работать даже непрофессионалам.

Купить ее можно тут: http://mak.arcanes.ru/shop/45/desc/obliki

«Сказочные сюжеты»

И еще одна колода карт из моих новеньких, потрясающе глубоко «копает» жизненные сценарии и паттерны через метафору сказки. Скажу по секрету, она мне дала столько информации о самой себе, сколько ни одна колода карт до этого не давала, некоторые метафоры настолько «попали в точку», что до сих пор удивляюсь, как это вообще возможно. Удивительный инструмент всё-таки метафорические карты! Всем рекомендую попробовать, результаты порой просто поражают, да-да, меня тоже, хоть я и автор)
Купить можно тут: http://mak.arcanes.ru/shop/44/desc/suzhety

«Игры разума»

Всем привет! Лето выдалось урожайное на новые карты (4 колоды, да я герой!). Про все расскажу и покажу обзоры, чтобы было интереснее. Вот например, представляю вам очень крутую колоду МАК (метафорических ассоциативных карт) под названием «Игры разума», я уже напечатала небольшой тираж и успела поиграть, – ну что сказать, шикарная, дает мудрые советы касательно разных ситуаций, иногда довольно оригинальные. Купить для личного пользования можно тут: http://mak.arcanes.ru/shop/46/desc/igryrazuma