Вот она, магия творческого и технологического процесса создания и производства новых колод Метафорических карт. Мы расскажем вам, как это происходит у нас (этот материал создан совместно с arcanes.ru).
В нашей коллекции метафорических ассоциативных карт (МАК) вот уже более 15 колод (авторства Ирины Федоровой и Натальи Извековой).
Ирина Федорова
Некоторых удивляет количество созданных колод. Дело в том, что у нас есть свой принцип: мы работаем по большей части только со своими собственными колодами. В моей рабочей коллекции МАК, например, есть только три колоды других авторов. Поэтому создавались все новые и новые колоды: я хотела охватить как можно большее количество тем и направлений, чтобы можно было работать с любыми запросами.
Все свои МАК я создавала прежде всего для себя. И только после того как у меня в коллекции было уже несколько колод, пришла в голову мысль, что, возможно, продукт моего творчества покажется интересным кому-то еще.
Создавать нечто подобное мне было не в новинку. По своему первому образованию я художник-стилист, долгое время проработала в полиграфическом дизайне. Свою первую колоду Таро я нарисовала в 1990 году, срисовав ее из брошюрки Папюса. В то время в продаже еще не было ничего подобного.
Эзотерикой и психологией я стала интересоваться еще в ранней юности. Поначалу я пошла по пути парапсихологии и эзотерики, попутно изучив все, до чего могла дотянуться. К психологии как науке я пришла гораздо позже, уже сформировавшейся личностью. Свой диплом я писала на тему «Работа с образами и символами в психологическом консультировании», описывала в том числе методы использования карт Таро. За долгое время работы с Таро я наработала большой опыт работы с символами и образами. Я нисколько не стесняюсь своего опыта как таролога. Наоборот, считаю этой своей сильной стороной.
Наталья Извекова
Метафорические ассоциативные карты привлекли мое внимание довольно давно, однако готовые колоды упорно не ложились в руку, и по этой причине данный инструмент был мной отложен до лучших времен. Прошли годы, я научилась многим техникам, увлеклась арт-терапией, и на этой волне решила еще раз вернуться к ассоциативным картам, и на этот раз всё сложилось: не только освоила, но еще и создала собственные колоды карт.
Итак, почему же они черно-белые? Довольно сложно ответить на этот вопрос однозначно, но в целом мне близок этот лаконичный стиль, он словно некий концентрат, чистое изображение, близко расположенное по смыслу к символьному ряду. Наиболее четко работает этот принцип в моей колоде МАК «Сказочные сюжеты» (и не только в ней, но тут особенно), которая буквально по одному символу «ведет» нас своими, порой причудливыми и непрямыми, но всегда чудесными путями прямиком к результату, который каким-то единственно верным способом бьет, что называется, прямо в яблочко. Потяни за одну ниточку – и выйдешь в новое пространство – всё как в сказках. Здесь же можно упомянуть и колоду «Игры разума», это и вовсе чистое волшебство: ведь даже не ознакомившись толком с колодой и вытащив любую карту на свой запрос, клиент за долю секунды «увидит» именно то, что ему необходимо в данный момент. Удивительный мир метафорических карт не оставляет равнодушным никого, кто с ним соприкасается.
Дизайном и версткой разного рода полиграфической продукции я занималась много лет, собственно, с Ириной мы и познакомились в этой сфере, поэтому задача по разработке колод собственного авторства не представлялась чем-то сверхъестественным. Чужое категорически не нравилось, идеи были (и еще есть!), грех было не попробовать. Первую колоду «Причины и следствия» я сочиняла долго, почти полгода, процесс был крайне захватывающим, периодически бросала, потом возобновляла работу, всю колоду целиком переделывала раз восемь, пока опытным путем не «нащупала» именно то, что хотела сказать. Очень важно прочувствовать каждую карту, если не весь (это, пожалуй, невозможно), то максимальный спектр её значений. Остальные колоды тоже многократно переделывались по такому же принципу, пока не были найдены именно те самые, смыслообразующие метафоры, которые задают характер и «сферу работы» каждой из колод.
Стоит, наверное, также добавить, что саморазвитие всегда живейшим образом интересовало меня, а со временем это стремление отшлифовалось и совершенно естественным образом «вылилось» в увлечение психологией, а потом и переросло в профессию.
Как создаются колоды метафорических карт
1) Идея
Начинается все с обозначения темы запросов и основного назначения колоды. На какие вопросы она призвана отвечать, какие задачи должна будет решать.
Затем прописываются примерные послания карт. Чтобы колода не была однобокой, по возможности, учитываются различные нюансы.
2) Подбор картинок
Далее происходит довольно долговременный и трудоемкий процесс: набор массы изображений и картинок, подходящих под заданную тему. Следующий немаловажный этап – окончательный набор отбор картинок из набранной массы. Учитывается как художественная ценность, так и возможные явные и скрытые смыслы.
После того как колода укомплектована, она должна «вылежаться» некоторое время. Спустя несколько недель все карты еще раз сортируются, какие-то картинки убираются, какие-то – добавляются. Изменения и дополнения могут идти в несколько этапов. И вот, когда уже ничего не хочется менять, отпечатывается пилотный экземпляр и проверяется в работе. После этого также могут произойти кое-какие изменения.
Изображения берутся из фотостоков или из открытых источников в Интернете. Если используются художественные произведения, производится поиск имен и контактов художников. По возможности, мы с ними связываемся. Некоторые отказывают, но большинство соглашаются на использование их работ в благих целях. За что мы каждому безмерно благодарны! Чтобы никого не обидеть невниманием к таланту, имена творцов пишутся на каждой карте в правом нижнем углу.
(продолжение следует)
© Наталья Извекова, Ирина Федорова